Продукция
Услуги |
«ВИЗИТКА. История. Изготовление. Этикет.»Об истории визитокНаверное, с вами такое тоже случалось: вас знакомят с важным для вас человеком, тот протягивает руку, называет себя... а вы, ответив "очень приятно!" вдруг напрочь забываете только что сказанные вам имя-отчество! Очень неудобно. Подметив эту особенность, человечество изобрело визитные карточки, которые принято вручать собеседнику при знакомстве. Впервые, если верить историкам, они появились в Китае примерно в III веке. Китайским чиновникам специальным указом вменялось в обязанность иметь визитные карточки на красной официальной бумаге. Эти карточки могли поучить многих наших современников сдержанности и эстетичности в оформлении. Никаких лишних и неуместных сведений: имя, фамилия, должность. В XVI-XVII веках визитками уже пользовались горожане Венеции и Флоренции. Первая печатная визитная карточка обнаружена в Германии и относится к 1786 году. В России визитными карточками стали пользоваться в конце XVIII - начале XIX века. Широкое распространение они получили во времена царствования Екатерины II - императрица очень любила изящные нововведения в области этикета. На карточке И.И. Бецкого, президента Имперской академии художеств, красовался амур в облаках, держащий ленту над овальным, обрамленным веткой лавра щитом. На поле щита можно было написать несколько строк для того, кому визитка предназначалась. Иной раз художник ограничивался простой орнаментной рамочкой с местом для письма - именно такой способ оформления использован на визитной карточке Д.И. Фонвизина. Визитные карточки А.В. Суворова были украшены сценами из охотничьей жизни. Часто в качестве визитных карточек использовались изящные маленькие гравюры, прямо на которых писали фамилию. В середине XIX века, в период становления буржуазии, оформление карточек существенно меняется. Визитка приобретает более лаконичный дизайн, исчезают замысловатые излишества в оформлении, на первый план выступает красота шрифтов. Орнамент служит только как дополнение к шрифтовой композиции. У знаменитого русского художника Ивана Билибина визитка совершенной простоты: на кремовом поле изящным курсивом начертаны имя, отчество и фамилия владельца. Постепенно вырабатываются правила оформления визиток. На визитной карточке указываются сначала имя и отчество, и только потом фамилия. Другой важнейший канон - удобочитаемость. С середины XIX века параллельно с типографским способом изготовления карточек сохраняется и рукописное их оформление. При заполнении специальных заготовок для визитных карточек, или, как их еще называли в те времена, "билетов", пользовались орешниковыми чернилами. При нанесении на бумагу чернила приобретали благородный бронзовый цвет. Позднее, на рубеже XIX и ХХ веков, дизайн визитки опять усложняется: используются шрифты ручной работы, орнаменты, гравюры с эмблемами (грозди винограда, голубка с письмом в клюве, якорь и т.п.) и даже с портретами владельцев.
Дизайном визитных карточек увлекались великие художники Бакст и Бенуа. Появляются специальные конвертики для визиток, пользующиеся большой популярностью. В них визитки рассылались по городам и странам. Для этого на конверт достаточно было наклеить почтовую марку и написать адрес. Общество святой Евгении в Санкт-Петербурге в конце XIX века стало специализироваться на издании большими тиражами заготовок для визитных карточек и миниатюрных конвертов к ним. Указание на визитках адреса владельца становится обязательным элементом ее оформления, однако на дамских визитных карточках его печатать не принято. Дамские визитки в целом выглядели изящнее и миниатюрнее. Мужские же, наоборот, часто имели большие размеры и порой достигали формата стандартного почтового конверта.
Для собственных визитниц заводили коробочки: кожаные, серебряные, золотые, фарфоровые, расписные, резные и инкрустированные. Для хранения визитных карточек изготавливали роскошно переплетенные альбомы с прорезями для карточек. Шикарно оформленные визитные карточки стали применять и при организации свадебных, траурных, рождественских и пасхальных церемоний. На Пасху или на Рождество обычно составляли подробные списки знакомых, которых предполагалось поздравить. Их, как правило, у каждого именитого россиянина набиралось более полусотни, а порой и больше. В праздничные дни были обязательны визиты к знакомым и родным. Представьте себе, сколько сил требовалось для этого в фамусовской Москве, где даже четвероюродной тетки деверь считался близким родственником! Поэтому еще в начале XIX века появляется мода на "визитный билет вместо визита": накануне праздника слуги бегали по всему городу, разнося визитные карточки хозяина. Это новшество пришло в Россию из Франции, но при этом обогатилось чисто русской смекалкой: появились секретные биржи по обмену визитками, куда сообразительная прислуга съезжалась в назначенное место и менялась карточками тайно от хозяев. Уже в конце XIX века появляются рекламные визитки с указанием названия фирмы, фамилии владельца, адреса, телефона и зачастую коммерческого предложения товара или услуги. Другая сторона карточки использовалась в качестве счета: ее заполняли после продажи товара - наклеивали гербовую марку уплаты налога, ставили печать фирмы и передавали покупателю. После 1917 г. выпуск визитных карточек в России резко сошел на нет и возродился сравнительно недавно. Об особенностях современных визитных карточек нам рассказала художник-дизайнер, кандидат искусствоведения Светлана Третьякова: "Различия между стилями визитных карточек сегодня сводятся к их основному назначению: поразить воображение или передать информацию. Сочетать две эти функции в одной карточке все-таки не удается. Иногда заказчик вычурной визитной карточки стремится поразить воображение комбинацией затейливых шрифтов. Помню случай, когда в нашей компании заказывал визитную карточку сотрудник одного из научных институтов, заведующий кафедрой термоядерной физики, по имени Андрей Вадимович. Он принес собственноручный эскиз, выполненный вычурными шрифтами. В результате сделанная им надпись, что и говорить, впечатляла: ЗАВ КАФ ТЯФ СОБАКИН А.В." "Для деловых карточек главное - их информативность, функциональность. Именно такой стиль главенствует на Западе, - сказала нам дизайнер визиток Наталья Мананникова. - Недаром английское название визитки - business card - означает "деловая карточка". В фирме, которая заботится о своем имидже, визитные карточки должны быть выдержаны в едином стиле и единой цветовой гамме, но различаться для сотрудников разных уровней по качеству оформления и стоимости. Даже если компания придерживается демократичного стиля отношений между сотрудниками, визитки секретарши и генерального директора все-таки должны различаться качеством бумаги и техникой исполнения". Главный дизайнер одной из полиграфических фирм Татьяна Гриднева дала свои рекомендации по оформлению визитных карточек: "Шрифт визитных карточек должен быть легко читаем. Не рекомендуется использовать сложные готические или декоративные шрифты. Будьте осторожны с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно если у вас редкая или труднопроизносимая фамилия или же речь идет о карточке на иностранном языке. Разработка единого фирменного стиля обойдется от полутора до двух тысяч долларов, но это стоящее вложение средств: фирма сразу же приобретает солидность в глазах клиентов". Художник-дизайнер Андрей Головин рассказал нам об основных способах изготовления визитных карточек в наши дни: "Сейчас визитки можно выполнить в любой технике, какая вам понравится. Тиснение легко распознать по небольшой вдавленности букв в бумагу. Технология основана на переносе фольги на основу. Фольга может быть разных цветов. Переливающийся, как мыльный пузырь, логотип на визитке - тоже тиснение специальной голографической фольгой. Такие визитки обычно изготавливаются небольшими партиями. Шелкография заключается в переносе краски на основу через специальное сито. На месте нанесения краски появляется легкая выпуклость. Обычный тираж таких визиток - 150-200 штук. Офсетная печать подразумевает изготовление визиток в профессиональных типографиях, тем же способом и на том же оборудовании, на котором печатаются проспекты, плакаты, книги. Это наиболее цивилизованный способ. В последнее время появился способ изготовления очень необычных и красивых визитных карточек с помощью лазерной резки по бумаге. При помощи лазерного резака создается ажурная сквозная надпись или логотип. Такую визитную карточку можно сделать двухслойной с контрастными цветами, можно оставить надпись сквозной, но только в том случае, если она читается одинаково с обеих сторон, например, как логотип компаний "МОМ" или "АТТА".
|
|